Венчание Богословие брака Этика православного брака и семьи - Когда брак распадается
Этика православного брака и семьи - Когда брак распадается Печать E-mail
Автор: Виген Гуроян   
Индекс материала
Этика православного брака и семьи
Экклезиологический аспект проблемы брака
Природа брака
Когда брак распадается
Аскетическое значение брака
Брак как призвание христианина
Примечания
Все страницы

Когда брак распадается

Один мой коллега, представитель методистской церкви, как-то заметил, что он не понимает тех, кто по обыкновению называет православное христианство оптимистической верой, в этом своем качестве отличающейся от западного христианского реализма. Он исходил из того, что хотя православию свойственно высоко оценивать возможность совершенствования природы человека, но в то же время эта устремленность к совершенству является для православного богословия и практической деятельности церкви источником глубокого понимания человеческой слабости, несостоятельности и греховности. Лучше всего это мнение моего коллеги можно проиллюстрировать на примере отношения православия к таким явлениям, как развод и в особенности повторный брак. Хотя, возможно, высказываемые мною доводы не всем покажутся убедительными.

Православие рассматривает брак как действие, исполненное высокого сакрального значения. И это обстоятельство заставляет отдельных исследователей думать, что в этой области богословского учения, как и в некоторых других, православию недостает должного реализма и понимания того, сколь велика сила греха. Кроме того, сакрализация брака может перерасти в понимание этого института в качестве аналогии союза с церковью и необдуманное наделение брака свойствами новых, преображенных, отношений, присущих Царству Божьему. Однако подобные критические соображения приходится соразмерять с тем, что православная церковь (при определенных условиях) признает разводы и своими каноническими правилами и ритуалами обеспечивает заключение повторных браков37.

На это обстоятельство обращает внимание Вильям Эверетт (William J. Everett) и в своей посвященной вопросам брака книге «Да будут благословенны эти узы» (Blessed Be the Bond) предлагает собственное объяснение. Он пишет: «Похоже, что в богословии восточного православия к браку существует «двухуровневый» подход, согласно которому религиозная реальность является неким Божественным действом, а практика браков и разводов наличествует сама по себе, не вступая в противоречие с этой сакральной сущностью вещей. Такое объяснение переходит в попытку парадоксальным образом соединить эти два вида действительности»38. Предложенное толкование включает в себя дихотомию природа-благодать и даже идеальное-реальное, чего в православном богословии просто не существует. Православный подход к браку не является «двухуровневым», ему не присущ подобный дуализм. В православии нет такого понятия, как естественней брак, который можно было бы отделить от божественной сущности брака. Может существовать противоречие, очевидное напряжение между подвластным греху институтом брака и объединяющей, взывающей к самопожертвованию любовью. Но это не есть противоречие «между двумя видами брака» — духовным и мирским. Если крушение и расторжение брака не подрывает в конечном счете его сакральное значение, то лишь потому, что Бог демонстрирует Свое желание простить людей за эту неудачу и даже посредством такого события сделать их достойными Своего Царства.

Тем не менее можно задать вопрос: в чем, согласно православному учению состоит сакральная реальность брака и как она проявляется? Ранее я уже наметил ответ на этот вопрос, указав, что сакральная реальность лежит в самой основе так называемого естественного брака39. В православии этот термин не противопоставляется понятию благодати. Брак есть первичная человеческая общность. В этом своем качестве он столь же естественен, насколько естественна сама природа человека. Двое, мужчина и женщина, были созданы как одно. Человеческий род, в котором двое образуют одно, создан по своей природе наделенным благодатью. Благодать не есть нечто внешнее по отношению к природе человека. Она представляет дарованный Богом внутренний динамизм, энергию роста по направлению к совершенству /гео5«). Именно так понимается в православной традиции библейское учение о создании человека по образу и подобию Божьему (см. Быт 1:26). В определенном смысле сакральная реальность присуща «каждому браку личностей, приобщившихся к Богу»40. По византийскому обряду венчания священник обращается к Богу с просьбой благословить брак так, как Он благословил союзы Аврама и Сары, Исаака и Ревекки, Иакова и Рахили, Иосифа и Асенефы, Моисея и Сепфоры, Иоакима и Анны, Захарии и Елизаветы41. Брак Адама и Евы был благословлен в присутствии Бога. Когда же эта первая пара предалась греху, Бог отвратился от них. Тем не менее Бог не оставил род человеческий. Браки, перечисленные в византийской молитве, существовали в «священном присутствии живого Бога»42 и в этом смысле были подлинно сакральными. Христос не превратил брак естественный в брак сакральный — Он просто выявил подлинную сущность брака. С этого времени брак призван Христом к участию в «обновленной жизни» (Рим 6:4).

Трудность, с которой столкнулся Эверетт, обусловлена тем, что церковь, благословляющая самым эмфатическим образом брак на вечные времена, в то же время принимает разводы и, более того, сочетает людей повторным браком — не только в первый, но и во второй раз. Простое объяснение этого состоит в том, что восточные церкви никогда не рассматривали брак в качестве юридического договора, не подлежащего расторжению церковью. В православии брак — это священный союз на вечные времена, имеющий, как и сама церковь, своею целью покаяние и исправление рода человеческого. Но эта благодать, дарованная супружеской паре, не является магической и непреодолимой силой, отрицающей свободу воли. Может так случиться, что у супругов не окажется способности (или желания) принять и «использовать» эту благодать, являющуюся той печатью неразрывной связи, которой Бог стремится соединить все браки43. В своем учении о браке православие учитывает те реалии человеческой жизни, на которые обратил внимание и представитель римско-католического богословия Леонард Бофф (Leonard Boff). Бофф пишет: «Брак, являющийся сакральной реальностью, тем не менее обладает той двойственностью, которая присуща любому проявлению падшего рода человеческого. Брак есть любовь, но в то же время и господство; самопожертвование, но также и форма принуждения; в браке человек отдает самого себя, но одновременно проявляет собственный эгоизм». Брак не только объединяет, он создается из того материала, который был накоплен в результате истории жизни двух, решивших связать свои судьбы людей. А этот материал неизбежно оказывается отягощенным грузом психологических проблем и глубоких, подчас кровоточащих ран, наносимых человеку с самого раннего детства и в течение всей его жизни. «Именно поэтому, — продолжает Бофф, — брак в большей мере, чем любое другое таинство, пребывает под эгидой креста Христова»44.

В армянской свадебной церемонии, являющейся уникальной среди аналогичных обрядов восточных церквей, шафер выступает в роли крестного брата. Во время венчания он держит крест над головами невесты и жениха. Значение этого действа становится ясным из завершающей церемонию молитвы:

Сохрани нас, Христос, в мире под сенью Твоего святого и драгоценного креста. Сохрани нас от врагов видимых и невидимых, и удостой нас вознести хвалу Тебе и прославлять Тебя, Твоего Отца и Святого Духа, теперь, и всегда, и вовеки веков. Аминь45.

Этими своими действами и словами Армянская церковь показывает, что разрушительная сила греха угрожает каждому браку и что Христос показывает вступающим в брак путь, следуя которым можно преодолеть эту угрозу. В своих ритуалах и молитвах церковь по необходимости признает, что отдельные браки могут оказаться несостоятельными.

Не всегда в брак вступают люди совместимые между собой, желающие и имеющие возможность произвести на свет счастливое потомство. В некоторых случаях брак не оправдывает возлагавшиеся на него надежды. Если такое происходит, брак распадается, двое «умирают» друг для друга. Церковь может признать такое событие, разрешить развод и даже повторный брак. Православная церковь не рассматривает брак как преимущественно юридический договор — одно лишь соглашение между супругами не рождает брак, нарушение этого соглашения не в силах сделать его недействительным. Поэтому в таких случаях наиболее важным вопросом является не то, что следует делать по поводу нарушения и расторжения договора, а как церковь может направить тех людей, чей брак оказался несостоятельным, на путь к достижению Царства Божьего46. Таким образом, основная проблема, порождаемая распадом брака, носит не юридический, а сотериологический характер. Как возможно при таких обстоятельствах обеспечить спасение души тех, чей брак потерпел крушение? Православное христианство не приветствует заключение повторных браков, но оно находит ответ на поставленный вопрос, совершая обряд повторного бракосочетания. Этот обряд носит в значительной мере покаянный характер, чем и отличается от обычного брачного ритуала. Тем не менее он является сакральным и происходит в соответствии с православным учением, подразумевающим постоянство брака, хотя и включает в себя признание того, что эта норма уже была нарушена.

Византийский обряд повторного бракосочетания включает в себя две пространные покаянные молитвы. Они заменяют собой молитву об обручении, совершаемую во время первоначального ритуала. Возможно, не следует придавать слишком большое значение этой замене. Но в целях выявления этического содержания обоих ритуалов следует обратить внимание на то, как в этих молитвах последовательно перечисляются ценности и добродетели христианской жизни. В молитве об обручении особое внимание уделяется верности. Вот отрывок из этой молитвы:

Господи Боже наш, Ты сопроводил раба патриарха Авраама в Месопотамию, когда тот был послан найти невесту для господина своего Исаака; и Ты, указав на зачерпывающую воду Ревекку, тем самым открыл ему, что он должен обручить ее своему хозяину. Сам Господи, благослови обручение рабов своих имярек и имярек, и утверди слова, сказанные ими. ...Господи наш, Боже, Ты пославший истину наследникам Твоим, Ты, заключивший завет с рабами Твоими, нашими отцами, с теми, кто избран Тобою из поколения в поколение. Взгляни на раба Твоего имярек и рабу Твою имярек, утверди их обручение в вере, единомыслии, в истине и любви. Ведь Ты, Господи, указал, что обещание должно даваться и во всем подтверждаться. Кольцом была дана власть Иосифу в Египте; кольцом был прославлен Даниил в земле Вавилонской; кольцом была открыта правота Фамари; кольцом Отец наш небесный проявил щедрость к Сыну

Своему, сказав: Наденьте кольцо на Его правую руку и, заколов тучного тельца, будем есть и возвеселимся. Ты Сам, Господи, подал Свою правую руку Моисею и вооружил его в Красном море; словом Твоей истины утвердились небеса и была основана земля, и правые руки Твоих рабов Твоим могущественным словом и возвышающей рукой. И теперь, Господи, благослови это наложение колец небесным благословением; и Твой ангел да идет перед ними во все дни их жизни17.

В своей творческой деятельности Бог, стремясь избавить людей от власти греха, всегда хранит верность тем, кого Он Сам избрал. Символом этого, обеспечивающим могущественное Божественное присутствие, являются кольца, которыми обмениваются те, кто вступает в брак. А поскольку Бог в силу Своей сущности всегда верен тем, кого Он любит, то и супруги могут и обязаны хранить верность друг другу.

В покаянных молитвах, исполняемых во время обряда повторного бракосочетания, Бог предстает способным к состраданию и прощению даже тех, кто своим характером и поведением не оправдал возложенные на него надежды. Первая молитва начинается так:

Владыка, Господи Боже наш, Ты проявляешь жалость ко всем людям, и все дела Твои исполнены предвидения; Тебе известны все тайны человеческие, и Тебе понятны все человеческие дела. Очисти грехи наши и прости рабам Твоим их прегрешения, приведи их к покаянию, даруй им прощение прегрешений и очищение от грехов, прости им их ошибки, вольные или невольные. Тебе, нашему Создателю и Творцу, известна слабость человеческого естества; Ты простил блудницу Раав, Ты внял раскаянию мытаря; вспомни же не только грехи, совершаемые нами в силу неведения от самого рождения нашего. ...Ведь Ты один справедлив, безгрешен, свят, исполнен милосердия, великого сострадания и сожаления о зле, совершаемом человеком18.

Богу, как свидетельствует история избранного Им народа, свойственно милосердие, сострадание и способность к прощению. К Нему Церковь обращается с молитвой благословить повторный брак тех, кто не может жить в одиночестве после смерти своего супруга или после расторжения предыдущего брака в результате развода. Далее в молитве сказано:

О Владыка, соединивший браком рабов Твоих имярек и имярек, соедини их и в любви друг к другу. Снизойди к ним так же, как Ты снизошел к раскаянию мытаря, слезам блудницы, исповеди разбойника. Ведь покаявшись в самом сердце своем и исполняя заповеди твои, они в мире и единомыслии будут достойными Твоего Небесного Царства49.

Во второй молитве содержится обращение к самому Иисусу Христу, Который, будучи безгрешен, «вознесыйся на честном и животворящем кресте, и еже на ны рукописание растерзавый, и насилия диавола избавлей нас»50. Бог во плоти продемонстрировал, что милосердие и прощение не имеют границ. Он дал нам «лекарство» против нашей греховности. Смысл молитвы в том и заключается, что повторный брак также может стать таким «лекарством» от греха. Как уже было сказано, таинство брака не только преображает естественный брак в материю Царства Божьего, но и является средством, восстанавливающим единство разделенного падшего человечества51. В византийском ритуале священного бракосочетания церковь утверждает, что по мысли Бога, «не хорошо быть человеку одному на земле»52. Молитва, относящаяся к обряду повторного бракосочетания, содержит аналогичное прошение: «Очисти прегрешения рабов Твоих; ибо они, будучи не в силах вынести страдания, бремя своей жизни и искушения плоти, ныне соединяются узами повторного брака, что узаконено словами избранного Тобою апостола Павла, ради нас смиренных грешников сказавшего: лучше сочетаться браком в Господе, чем разжигаться»53. Очевидно, что повторное бракосочетание по своему характеру не соответствует усвоенным церковью от Иисуса Христа критериям постоянства и совершенной верности в браке. Для того, кто оказался разлученным со своим супругом в результате его смерти или развода, было бы лучше следовать этой норме и оставаться одиноким. Однако церковь вправе, следуя примеру Христа, проявлять снисхождение к человеческим слабостям и помогать своим братьям и сестрам, какие бы ошибки те ни совершали, продвигаться на пути к спасению. В этом ритуале смирение, сострадание, способность к раскаянию и прощению провозглашаются в качестве добродетелей и принципов, которым в своих отношениях друг к другу должны следовать христиане. И в самом деле, для каждого, кто вступает в брак «перед Господом», неудачные браки и повторные бракосочетания являются уроком того, что человек по природе слаб и что никто не свободен от греха. По этому поводу Пол Рамсей сделал верное замечание: «В этих молитвах [относящихся к обряду повторного бракосочетания] вместо общего признания того, что мы все являемся грешниками, звучит конкретное покаяние, связанное со вступлением в повторный брак»54. Очевидная суровость такого ритуала, содержащиеся в нем ссылки на истории «блудницы Раав» и «мытаря» являются еще одним свидетельством того великого напряжения, которое церковь ощущает между надеждой на совершенствование человека, воплощенной в библейских образах и святых, упоминаемых во время обряда священного бракосочетания, и изначальной, хотя и не обязательно окончательной, неспособностью людей достичь этой цели, что находит свое выражение в персонажах Священного Писания, перечисленных в молитвах ритуала повторного бракосочетания. Институт брака находится под эгидой священного креста. Повторный брак служит для всех семейных и одиноких людей напоминанием о том, что, подобно Христу, смиренно примирившему Себя с грешниками и грешников с Собой, им следует осознать, что никто не безгрешен и в свете этого понимания проявлять сострадание и прощать друг друга, с тем чтобы их жизнь в браке и служение церкви являли собой плод Царства Божьего55.


 

Венчальная картинка

Оформление ...
Свадебный т...