Венчание Богословие брака Этика православного брака и семьи
Этика православного брака Рё семьи Печать E-mail
Автор: Виген Гуроян   
Индекс материала
Этика православного брака и семьи
Экклезиологический аспект проблемы брака
Природа брака
Когда брак распадается
Аскетическое значение брака
Брак как призвание христианина
Примечания
Все страницы

Статья американского православного богослова посвящена вопросам, связанным с православным браком и семьей. Рассматривается православное учение о браке, этическая сторона христианского бракосочетания, социальная концепция семьи. Отдельного внимания заслуживает сравнение православного учения о венчании и браке с католическим и протестантским богословием.

Этика православного брака и семьи

Этика православного брака

Настоящий очерк посвящен вопросам, связанным с православным браком и семьей1. В нем также содержится критика нынешнего состояния этих социальных институтов, которые под воздействием современной американской культуры начинают утрачивать свой ярко выраженный христианский характер. Особое внимание уделяется эмпирическим и социальным исследованиям, рассматривающим то, что обычно называют «проблемой брака и семьи». Подобный анализ предоставит возможность для анализа тех аспектов этой проблемы, которые в значительной степени упускают из виду авторы таких исследований. В отличие от этих авторов я не задаюсь целью выяснить, как и почему семья стала проблемой для общества, — хочу лишь подчеркнуть, что православная этика семьи и брака должна включить проблему семьи в круг вопросов, стоящих перед церковью.

Я рассматриваю православные обряды бракосочетания, касающиеся нравственного смысла и назначения брака и семьи. Эти обряды имеют жизненно важное значение для православной этики брака и семьи.

Проблема семьи

В 80-е годы XX столетия группа социологов под руководством Роберта Белла (Robert Bellah) опубликовала книгу «Склонности сердца» (Habits of the Heart), в которой проводится анализ американских обычаев и институтов на основе наблюдений за отдельными социальными сообществами и объединениями. Среди этих обычаев и институтов фигурирует и институт брака. Авторы выявляют ряд тревожных тенденций в этой сфере человеческих взаимоотношений, завершая главу «Любовь и брак» замечаниями по поводу брачных и семейных отношений американцев.

Семья более не является неотъемлемой частью той нравственной атмосферы, которая окружает человека. Она перестала быть связующим звеном между индивидуумом и обществом, церковью, нацией. Семья стала принадлежностью личной жизни человека, которая должна не связывать индивидуума с миром, а, наоборот, всеми силами избегать этого. В нашей коммерциализированной культуре эту тенденцию усиливают как потребительские настроения и сопряженные с ними искушения, так и телевизионная пропаганда подобного образа жизни. Американцы не так эгоистичны, как к тому их принуждает господствующая культура. Но их альтруизм часто не выходит за пределы собственной семьи. Таким образом, в настоящее время постепенно набирают силу отмеченные Токвиллем (Tocqueville) индивидуалистические тенденции: «Каждый гражданин старается отгородить себя от всего остального общества и ограничить круг своего общения семьей и друзьями»2.

Другие также выражают СЃРІРѕСЋ обеспокоенность РїРѕ РїРѕРІРѕРґСѓ захватившего Америку частнособственнического отношения Рє семье, гедонистического Рё эгоцентрического понимания ее роли Рё ценностей*. Р’ результате проведенного исследования ученые РїСЂРёС…РѕРґСЏС‚ Рє следующему выводу: претерпеваемые американской семьей трудности отражают усиление тех социальных тенденций, которые РїСЂРё дальнейшем РёС… развитии приведут Рє распаду американского общества Рё отказу РѕС‚ принципов демократии. Как отмечают Бриджит Рё Питер Бергер (Brigitte & Peter Berger) РІ своей РєРЅРёРіРµ «Борьба Р·Р° семью: РІ поисках золотой середины» (The War Over the Family: Capturing the Middle Ground), РІ прошлом РІ американской семье передавались РѕС‚ родителей Рє детям такие «предписываемые буржуазно-протестантской моралью» добродетели, как «готовность Рє тяжелой работе, прилежание, дисциплинированность, внимательное отношение Рє мелочам, бережливость Рё систематическое (РЅРµ случайное) развитие силы воли»4. РћРЅРё полагают, что такое семейное воспитание внушает «независимым РґСЂСѓРі РѕС‚ РґСЂСѓРіР° индивидуумам чувство ответственности»5. РџРѕ РёС… мнению, подобная семья создает «необходимое социальное окружение для воспитания такой личности, которая станет эмпирическим основанием для демократии»6. Бергеры выражают опасение, что этот тип американской семьи находится сейчас РїРѕРґ СѓРіСЂРѕР·РѕР№ исчезновения. РћРЅРё РіРѕРІРѕСЂСЏС‚ Рѕ «вымывании» старых символов Рё культурных ценностей, получивших развитие РїРѕРґ опекой церкви Рё ее культуры, которые, РІ СЃРІРѕСЋ очередь, «узаконили семью Рё тем самым поддержали жизнь человеческих РёРЅРґРёРІРёРґСѓСѓРјРѕРІВ»7. Отпадает необходимость РІ сохранении постоянства, взаимности, верности Рё нерасторжимости семейных СѓР·, которые РІРѕ РјРЅРѕРіРёС… семьях утрачивают СЃРІРѕРµ значение. «Семьи теряют СЃРІРѕР№ объективный характер Рё становятся сферой, РіРґРµ пересекаются разнообразные личные интересы. Р?наче РіРѕРІРѕСЂСЏ, семья перестает быть социальным институтом РІ полном смысле этого слова. РћРЅР° превращается РІ своего СЂРѕРґР° программу РёРЅРґРёРІРёРґСѓСѓРјРѕРІ, которую всегда можно пересмотреть, переделать или РІРѕРІСЃРµ отменить»8. Бергеры, давшие своей РєРЅРёРіРµ такой подзаголовок, твердо убеждены РІ том, что СЃСѓРґСЊР±Р° американской культуры Рё демократии тесно связана СЃ сохранением устоев буржуазной семьи. Других СЃРїРѕСЃРѕР±РѕРІ организации семьи РѕРЅРё РЅРµ РІРёРґСЏС‚. РџРѕРґРѕР±РЅРѕ авторам РєРЅРёРіРё «Склонности сердца», Бергеры считают РІСЃРµ РґСЂСѓРіРёРµ варианты устройства семьи гипериндивидуалистическими Рё исполненными самолюбования9, пагубно воздействующими как РЅР° общество, так Рё РЅР° его демократический характер.


 

Венчальная картинка

СвадеР...
СвадеР...

Фотогалерея