Таинство Брака: Венчание в Православной Церкви |
Автор: Даниловский благовестник |
Публикуемый материал знакомит читателей с учением Православной Церкви относительно Таинства Венчания. Вы узнаете об истории обряда венчания, о канонических и церковных препятствиях для заключения брака, о подходящих для венчания днях, о том, что нужно сделать венчающимся перед совершением Таинства, о суевериях, связанных с Таинством Венчания, а также о порядке совершения обряда венчания. В конце статьи приведены венчальные молитвы. Таинство Брака. Венчание в Православной ЦерквиВ православном катехизисе дается следующее определение этого Таинства: Брак есть Таинство, в котором при свободном пред священником и Церковью обещании женихом и невестой взаимной супружеской верности благословляется их супружеский союз во образ духовного союза Христа с Церковью и испрашивается им благодать чистого единодушия к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей. Установление Таинства Брака
Бог благословил брачный СЃРѕСЋР· первых людей РІ Раю Рё сказал РёРј: плодитесь Рё размножайтесь, Рё наполняйте землю Рё обладайте ею (Быт.1; 28), дав РёРј РѕРґРёРЅ РёР· первых РЎРІРѕРёС… заветов. Р’ той же РєРЅРёРіРµ Бытия, РЅР° первых ее страницах, раскрывается тайна брачного СЃРѕСЋР·Р° мужчины Рё женщины: Потому оставит человек отца своего Рё мать СЃРІРѕСЋ Рё прилепится Рє жене своей; Рё Р±СѓРґСѓС‚ [РґРІР°] РѕРґРЅР° плоть (Быт. 2; 24). Брак был РѕРґРЅРёРј РёР· тех РґРІСѓС… Божественных установлений, которые прародители вынесли Р·Р° врата рая после грехопадения. Р’ Евангелии брак сравнивается СЃ таинственным СЃРѕСЋР·РѕРј Христа СЃ Церковью, почему Рё называется апостолом Павлом "тайной великой" (РЎРј.: Еф. 5; 32,33). Господь Р?РёСЃСѓСЃ Христос освятил РЎРІРѕРёРј присутствием брак РІ Кане Галилейской Рё благословил его. Там же РћРЅ совершил РЎРІРѕРµ первое чудо, превратив РІРѕРґСѓ РІ РІРёРЅРѕ РЅР° бедной свадьбе (РЎРј.: Р?РЅ. 2; 1-11). Насколько высок РІ очах Божьих СЃРѕСЋР· мужчины Рё женщины, РіРѕРІРѕСЂРёС‚ тот факт, что Христос постоянно сравнивал образ жизни РІ Царствии Небесном СЃ брачным торжеством. Господь делал это РЅРµ случайно - картины брачного РїРёСЂР° были хорошо знакомы тем, кто слушал Его проповедь. Р? поэтому РѕРЅРё вызывали живой отклик. Р?стория формирования РѕР±СЂСЏРґР° венчания
Еще РІ ветхозаветный период брак считался священным установлением, РЅРѕ Рѕ брачных обрядах того времени известно мало. Глава, посвященная женитьбе Р?саака Рё Ревекки, дает нам РѕР± этом следующие скудные сведения: Р?саак предлагает невесте подарки; его слуга Елеазар совещается СЃ отцом Ревекки относительно ее замужества; устраивается брачный РїРёСЂ. Развитие брачной церемонии можно проследить РІ последующие времена. Рљ описанным выше традициям, существовавшим РІРѕ времена Авраама, добавим то, что позже стал заключаться брачный РґРѕРіРѕРІРѕСЂ. Стало произноситься торжественное благословение жениха Рё невесты РІ присутствии нескольких мужчин, которых евангелист Лука называет "сынами брачными", Р° евангелист Р?оанн - "РґСЂСѓР·СЊСЏРјРё жениха". Невеста являлась РЅР° брак РІ сопровождении женщин. Потом, РІ С…РѕРґРµ церемонии, следовали многочисленные ритуально-символические действия СЃ покрывалом невесты Рё благопожелания РѕС‚ гостей. Жених Рё невеста пили РёР· чаши, подаваемой раввином, который РїСЂРѕРёР·РЅРѕСЃРёР» формулу благословения РЅР° брак; жених брал золотое кольцо Рё надевал его РЅР° указательный палец невесты, РїСЂРѕРёР·РЅРѕСЃСЏ РїСЂРё этом: "РџРѕРјРЅРё, что ты сочеталась СЃРѕ РјРЅРѕР№ РїРѕ закону Моисея Рё израильтян". Прочитывался брачный контракт РІ присутствии свидетелей Рё раввина, который РїСЂРѕРёР·РЅРѕСЃРёР» семь благословений. Жених, державший РІ СЂСѓРєРµ чашу, после произнесенных благословений разбивал ее либо Рѕ стену (если невеста - девица), либо Рѕ землю (если невеста - РІРґРѕРІР°). Затем начинался брачный РїРёСЂ, который продолжался семь дней. Р’ течение этого семидневного СЃСЂРѕРєР° жених должен был отдать невесте РІСЃРµ обещанное РІ РґРѕРіРѕРІРѕСЂРµ приданое. Бесспорно то, что традиции ветхозаветной брачной церемонии существенно повлияли РЅР° христианский брачный РѕР±СЂСЏРґ. Другим источником влияния РЅР° его формирование является греко-римская культурная традиция.
Новозаветная Церковь СЃ первых веков подчеркивала святость брака, как богоустановленного СЃРѕСЋР·Р° мужчины Рё женщины. "Сам Бог соединяет освящаемых Таинством Рё посреди РёС… присутствует", - свидетельствует Климент Александрийский. Второй путь жизни для православного христианина - девство, которое имеет РІ очах Божьих такую же значимость, как Рё брак. Церковь устами СЃРІРѕРёС… служителей свидетельствует Рѕ том, что браки православных христиан Р±СѓРґСѓС‚ совершаться РґРѕ конца времен. Поэтому апостол Павел РіРѕРІРѕСЂРёС‚, что люди, запрещающие вступать РІ брак, которые явятся РІ последние времена, - лжеучители, Рё христиане РЅРµ должны РёС… слушать. Р’ 398 РіРѕРґСѓ IV Карфагенский РЎРѕР±РѕСЂ постановил, чтобы родители приводили жениха Рё невесту для благословения РІ церковь. Созданная Господом Р?РёСЃСѓСЃРѕРј Христом Церковь входила РІ жизнь языческих народов, изменяя ее Рё "изнутри", Рё снаружи. Обычаи древних РЅРµ отвергались, Р° РёРј придавался новый смысл, РѕРЅРё "переориентировались" для достижения иных целей. Так Рё РІ чинопоследовании Таинства Брака церковно оформлялись брачные РѕР±СЂСЏРґС‹, бытовавшие Сѓ разных народов. Как Рё РІСЃРµ РґСЂСѓРіРёРµ Таинства Православной Церкви, Венчание прошло определенный путь, прежде чем его чинопоследование окончательно сформировалось.
Развитие РѕР±СЂСЏРґР° венчания РІ Р СѓСЃСЃРєРѕР№ ЦерквиР?зложение последования Венчания РІ Р СѓСЃСЃРєРѕР№ Церкви РІ РҐ-РҐII веках РЅРµ сохранилось. Р’ XIV веке Таинство Брака совершали исключительно РјРёСЂСЃРєРёРµ священники. Р?нтересной особенностью совершения Таинства РІ описываемый период было то, что жених Рё невеста сами обменивались кольцами, Р° слова "обручается раб Божий..." священником РЅРµ произносились. РљСЂРѕРјРµ того, РЅРµ было таких составляющих современного чина Венчания, как молитва "Господи, Боже наш, иже отроку патриарха Авраама..." Рё СЃСѓРіСѓР±РѕР№ ектеньи. Также, РЅРµ было РІРѕРїСЂРѕСЃРѕРІ Рє жениху Рё невесте Рѕ добровольном вступлении РІ брак, Рё чтения Апостола Рё Евангелия. Новобрачные причащались Преждеосвященными Дарами. Р’ XV веке чин обручения пополняется обычаем троекратного благословения жениха Рё невесты горящими свечами. Р’ XVI веке Таинство Брака совершалось после прохождения нескольких церковно-административных этапов: РІРѕ-первых, жених Рё невеста обращались Рє епископу СЃ РїСЂРѕСЃСЊР±РѕР№ благословить РёС… брак; РІРѕ-вторых, архиерей выдавал РёРј указ ("знамение", "венечная память") РЅР° РёРјСЏ РїСЂРёС…РѕРґСЃРєРѕРіРѕ священника СЃ указанием тому совершить "обыск". Так выявлялось, нет ли канонических препятствий Рє браку: "чтобы (брачующиеся) РЅРё РІ кумовстве, РЅРё РІ сватовстве, РЅРё РІ СЂРѕРґСѓ, РЅРё РІ племени РЅРµ поималися" (Стоглав). Р’ 1765 РіРѕРґСѓ императрица Екатерина II издает указ, РїРѕ которому "венечные памяти" были отменены. Р’ описываемый период вошел РІ обычай семейный СЃРіРѕРІРѕСЂ, оканчивавшийся РІ РґРѕРјРµ жениха молитвой священника "жениху РїРѕ невесту ехать". Р’ РґРѕРјРµ невесты, РєСѓРґР° жених приезжал также РІ сопровождении священника, последний читал СЂСЏРґ особых молитв (часть РёР· которых РІС…РѕРґРёС‚ теперь РІ последование второбрачных). Затем родители благословляли жениха Рё невесту, Рё РІСЃРµ ехали РІ церковь, РіРґРµ совершалось последование Венчания. Р’РѕРїСЂРѕСЃР° Рѕ добровольном согласии РІ чине Венчания РЅРµ было. Р’ XVII веке браки сопровождались заключением РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° - "заряда", предписывающего выплату денежной компенсации РІ случае расторжения брака. Р’ первой половине XVIII века обручение Рё Венчание, составляющие РґРІРµ части Таинства, совершались разновременно: РІ соответствии СЃ указом Петра Первого, изданном РІ 1702 РіРѕРґСѓ, промежуток между РЅРёРјРё составлял шесть недель. Ртим же указом император отменял "зарядные записи". Р’ Р РѕСЃСЃРёРё РІ Синодальный период Таинство Венчания РјРѕРі совершать только РїСЂРёС…РѕРґСЃРєРѕР№ священник жениха или невесты. Р’ 1775 РіРѕРґСѓ РЎРёРЅРѕРґ постановил совершать чинопоследование обручения Рё Венчания одновременно. Р?сключение РёР· этого правила делалось только для лиц императорской фамилии. РЎ 1802 РіРѕРґР° РЅР° Венчании РєСЂРѕРјРµ жениха Рё невесты должны были присутствовать свидетели, которые подтверждали РїРѕРґРїРёСЃСЏРјРё РІ метрической РєРЅРёРіРµ храма свершившийся акт Браковенчания. Церковно-канонические препятствия Рє БракуПравославной Церковью четко определены причины, РїРѕ которым Таинство Венчания совершаться РЅРµ может. РћРЅРё следующие.
Совершеннолетие, психическое и физическое здоровье жениха и невесты, добровольность их вступления в брак являются обязательными для регистрации гражданского брака условиями. Поэтому Церковь не принимает участия в выяснении этих обстоятельств, но требует от приходящих к Таинству Венчания свидетельство о государственной регистрации брака. Отсутствие родительского благословения на Венчание (особенно, когда они являются атеистами) в случае совершеннолетия жениха и невесты не может воспрепятствовать Венчанию. Дни, когда Таинство Венчания не совершаетсяВенчание не совершается:
Р?сключение РёР· этих правил может быть сделано только РїРѕ благословению правящего архиерея, Рё то РїСЂРё наличии чрезвычайных обстоятельств. Кто Рё РіРґРµ совершает Таинство ВенчанияТаинство может совершать только законно поставленный "белый" священник, РЅРµ находящийся РїРѕРґ каноническим запрещением. Монашествующее священство, РїРѕ обычаю, РЅРµ венчает. Сына или дочь священника должен венчать РґСЂСѓРіРѕР№ священник, РЅРѕ если такой возможности нет, это может сделать отец. Венчание над каждой парой должно совершаться отдельно. Канонические установления РЅРµ позволяют одновременное венчание нескольких пар. Рљ сожалению, это правило РІ современных условиях (РёР·-Р·Р° большого количества венчающихся РІ РѕРґРЅРѕРј храме пар) нередко РЅРµ соблюдается. Брак совершается РѕРґРЅРёРј священником Рё, если РІ храме есть штатный РґСЊСЏРєРѕРЅ, то РѕРЅ сослужит совершающему Таинство. Местом совершения Таинства является любой православный храм. Венчание, как момент СЃСѓРіСѓР±РѕРіРѕ торжества, разделяют СЃ брачующимися родители, родные, РґСЂСѓР·СЊСЏ Рё вообще РІСЃРµ близкие РёРј люди. Что нужно сделать венчающимся перед совершением Таинства
Р’РѕРїСЂРѕСЃ Рѕ конкретном месте проведения Венчания для людей, являющихся постоянными прихожанами того или РёРЅРѕРіРѕ храма, РЅРµ стоит. Конечно, Таинство должно совершаться РІ "своем" храме; если РґСѓС…РѕРІРЅРёРє РїРѕ какой-либо причине служит РІ РґСЂСѓРіРѕР№ церкви, то Венчание может совершаться там. РќРµ принадлежащим тому или РёРЅРѕРјСѓ РїСЂРёС…РѕРґСѓ надо определиться СЃ тем, РіРґРµ будет совершаться Венчание. После того как выбор сделан, нужно решить некоторые организационные РІРѕРїСЂРѕСЃС‹. Р’Рѕ РјРЅРѕРіРёС… храмах существует предварительная запись, Рё проблему СЃ ней надо решить заранее. Сделать это может любой родственник, присутствие жениха Рё невесты РїСЂРё этом РЅРµ обязательно. Если есть желание, чтобы венчал конкретный священник, необходимо обговорить этот РІРѕРїСЂРѕСЃ СЃ РЅРёРј, иначе Таинство будет совершать тот священник, "череда" которого выпадет РІ этот день. РЎ момента отделения Церкви РѕС‚ государства церковный Брак РЅРµ имеет гражданской юридической силы, поэтому Венчание совершается над теми, кто зарегистрировал гражданский брак, это значит, что "расписаться" нужно РґРѕ вашего РїСЂРёС…РѕРґР° РІ храм. Если есть канонические препятствия Рє заключению Брака, необходимо лично обратиться РІ канцелярию правящего архиерея или его викария. РћРЅ РїСЂРё положительном решении вашего РІРѕРїСЂРѕСЃР° поставит резолюцию, РїРѕ которой Венчание можно совершить РІ любом храме епархии. Важнейший РІРѕРїСЂРѕСЃ, который стоит перед желающей венчаться парой, - совместное Причащение перед совершением Таинства Брака. Рта традиция сохраняется СЃ первых веков христианства, РєРѕРіРґР° Таинство Венчания совершалось Р·Р° Божественной литургией. Для подготовки Рє Причастию РІ день Венчания надо выполнить несколько условий.
Если выполнение этих условий по каким-либо причинам невозможно, нужно подойти к священнику и взять благословение на то, как в ваших жизненных обстоятельствах подготовиться к Таинству. За какое-то время до совершения Венчания необходимо приготовить:
Р’ день Венчания жених Рё невеста должны прийти Рє началу Божественной литургии, РіРґРµ РѕРЅРё Р±СѓРґСѓС‚ молиться, исповедоваться Рё причащаться Святых Тайн. Желательно присутствие Р·Р° Литургией друзей Рё родственников молодоженов, РЅРѕ, РІ крайнем случае, РѕРЅРё РјРѕРіСѓС‚ прийти Рє началу Венчания Невесте лучше надеть СѓРґРѕР±РЅСѓСЋ РѕР±СѓРІСЊ, Р° РЅРµ туфли РЅР° высоких каблуках, РЅР° которых трудно долго стоять. Перед Венчанием необходимо выяснить, разрешают ли РІ данном храме делать фотографии Рё снимать бракосочетание видеокамерой, чтобы исключить недоразумения. Поскольку женщины Р·Р° богослужением должны быть обязательно СЃ покрытыми головами, невесте тоже необходимо иметь какой-РЅРёР±СѓРґСЊ головной СѓР±РѕСЂ. РљСЂРѕРјРµ того, ей РЅР° время совершения Таинства лучше обойтись без косметики (или СЃ минимальным ее количеством) Рё излишних украшений. Венчающейся паре необходимо иметь нательные крестики. Шаферы, присутствие которых РІРѕ время Венчания объясняется традицией, РЅРµ есть лица, участвующие РІ Таинстве сакраментально, как, Рє примеру, восприемники РїСЂРё Крещении. Раньше РѕР±Р° шафера или, как РёС… называли, "РґСЂСѓР·СЊСЏ жениха", были РІ соответствие СЃ правилами церковного РѕР±РёС…РѕРґР° РѕРґРЅРѕРіРѕ пола - мужского. РўРѕС‚ факт, что сложившаяся РЅР° сегодняшний момент традиция предписывает шаферам держать венцы над женихом Рё невестой, РЅРµ соответствует церковной практике. Рто, большей частью, свидетельствует лишь Рѕ том, что жених или невеста боятся повредить прическу или головной СѓР±РѕСЂ венцами Рё поэтому считают неудобным надевать РёС… себе РЅР° голову. Понятно, что такие мотивации новоиспеченной традиции Рє сути Таинства никакого отношения РЅРµ имеют. Если РІСЃРµ-таки венчающиеся хотят, чтобы шаферы держали венцы над РёС… головами, нужно хотя Р±С‹, чтобы РѕРЅРё были православного вероисповедания. Суеверия, связанные СЃ Таинством Венчания
С Венчанием, так же, как и с Таинством Елеосвящения, связано множество суеверий, но природа их несколько иная. Точнее говоря, природа их одна - языческие баснословия; просто "венчальные" предрассудки "посвежее", то есть некоторые их них возникли в не столь давний период. К числу таких поверий относится то, что случайно упавшее кольцо или погасшая венчальная свеча предвещают несчастья, скорби в браке или раннюю смерть одного из супругов. Распространено суеверие, которое с первых шагов новой семьи провоцирует ее членов к проявлению гордыни и к противлению воли Божьей. Оно заключается в том, что тот из брачующихся, кто первым вступит на расстилаемое полотенце, будет всю жизнь главенствовать в семье. Поэтому иногда даже на свадьбах более или менее воцерковленной молодежи можно видеть стремление невесты к тому, чтобы ее нога оказалась там первой. Очередная басня гласит: чья свеча после Таинства окажется короче, тот и раньше умрет. Не остались в стороне и "филологи": положив в основу своего "богословского мнения" сходное звучание корней разных слов, они убеждают, что нельзя венчаться в мае, "потом будешь всю жизнь маяться". Все эти языческие придумки обличают маловерие, неверие, дремучее невежество их последователей, да и просто нежелание мыслить. Чинопоследование обряда венчания
Схема чинопоследования обряда венчания выглядит так:
Обручение
Венчание
Составляющие обряда венчания
Чин Таинства Венчания складывается РёР· РґРІСѓС… частей - обручения Рё венчания, первая РёР· которых предваряет вторую, РїРѕРґРѕР±РЅРѕ тому, как Крещению предшествует оглашение Рё как Литургии верных (РЅР° которой совершается Таинство Евхаристии) предшествует Литургия оглашенных. Рто деление имеет СЃРІРѕР№ смысл: первая часть как Р±С‹ готовит принимающих Таинство Рє его второй тайносовершительной части.
При этом обручение как бы отражает тот естественный брак, который был до Христа, брак между Адамом и Евой, брак с целью деторождения. Обручение свидетельствует признание Церковью тех взаимных намерений и чувств жениха и невесты, которые они удостоверяют в храме перед всеми там стоящими. Святая Церковь подтверждает искренность данного ими друг другу слова своим благословением и молитвами.
Последование обрученияЖених Рё невеста становятся РІ притворе храма лицом Рє алтарю: жених справа, невеста слева. Священник выходит РёР· алтаря через Царские врата СЃ крестом Рё Евангелием РІ руках, которые полагаются РЅР° аналое, стоящем среди храма. Р—Р° священником выходит РґСЊСЏРєРѕРЅ СЃ обручальными кольцами, которые РІРѕ время совершения Литургии находились РЅР° правой стороне Престола. Затем священник РґРІСѓРјСЏ зажженными свечами, символизирующими чистоту Рё целомудрие венчающихся, трижды благословляет РёС… Рё дает свечи РёРј РІ СЂСѓРєРё. Если РѕР±Р° брачующихся вступают РІ брак РІРѕ второй (третий) раз, свечи РёРј РЅРµ даются! Священник РІРІРѕРґРёС‚ жениха Рё невесту внутрь храма, совершает перед РЅРёРјРё каждение, Рё после этого начинаются молитвословия Церкви Рѕ брачующихся. Священник РїСЂРѕРёР·РЅРѕСЃРёС‚ возглас: "Благословен Бог наш...", Рё читается "обычное начало". После этого произносится великая ектенья, которая содержит особые прошения Рѕ венчающихся: Рѕ даровании РёРј детей; Рѕ ниспослании РёРј любви совершенной, РјРёСЂРЅРѕР№ Рё помощи Божьей; Рѕ сохранении РёС… РІ единомыслии Рё твердой вере; Рѕ благословении РёС… непорочной жизни. Затем читаются РґРІРµ краткие молитвы, РІ которых воздается хвала Богу, соединяющему разделенных, Рё испрашивается благословение РЅР° брачующихся. (РџРѕ обычаю кольцо жениха должно быть золотым, Р° невесты - серебряным. РќРѕ кольца РјРѕРіСѓС‚ быть изготовлены Рё РёР· РѕРґРЅРѕРіРѕ металла - золота или серебра - Рё иметь украшения РёР· драгоценных камней.) Священник, РІР·СЏРІ сперва золотое кольцо, РїСЂРѕРёР·РЅРѕСЃРёС‚ трижды: "Обручается раб Божий (имярек) рабе Божией (имярек)". РџСЂРё каждом произнесении этих слов РѕРЅ творит крестное знамение над главою жениха Рё надевает кольцо РЅР° четвертый (безымянный) палец его правой СЂСѓРєРё. Затем берет серебряное кольцо Рё крестит главу невесты трижды, РїСЂРѕРёР·РЅРѕСЃСЏ: "Обручается раба Божия (имярек) рабу Божию (имярек)" Рё надевает ей кольцо РЅР° безымянный палец правой СЂСѓРєРё. Золотое кольцо символизирует СЃРІРѕРёРј блеском солнце, серебряное - РїРѕРґРѕР±РёРµ луны, блистающей отраженным солнечным светом. Само кольцо - знак вечности Рё непрерывности брачного СЃРѕСЋР·Р°. Затем, символизируя отдачу себя РґСЂСѓРі РґСЂСѓРіСѓ РЅР° РІСЃСЋ жизнь, жених Рё невеста трижды обмениваются кольцами. После этого серебряное кольцо остается Сѓ жениха, Р° золотое - Сѓ невесты РІ знак того, что женской слабости передается мужественный РґСѓС…. Священник РїСЂРѕРёР·РЅРѕСЃРёС‚ молитву, РІ которой испрашивается благословение Рё утверждение обрученным. Завершается последование обручения краткой ектеньей СЃ добавлением прошения РѕР± обрученных. Последование венчанияЖених Рё невеста, держа РІ руках зажженные свечи, торжественно выходят РЅР° середину храма. Р?Рј предшествует священник СЃ кадилом. РҐРѕСЂ поет 127-Р№ псалом, прославляющий благословенное Богом супружество. Жених Рё невеста становятся РЅР° разостланный РЅР° полу перед аналоем белый или розовый плат. Крест, Евангелие Рё венцы лежат тут же РЅР° аналое. Затем священник спрашивает жениха: "Р?меешь ли ты искреннее Рё непринужденное желание Рё твердое намерение быть мужем этой (РёРјСЏ невесты), которую видишь здесь перед СЃРѕР±РѕР№?" Ответ: "Р?мею, честный отче". Р’РѕРїСЂРѕСЃ: "РќРµ связан ли ты обещанием РґСЂСѓРіРѕР№ невесте?" Ответ: "Нет, РЅРµ связан". Затем священник спрашивает невесту: "Р?меешь ли ты искреннее Рё непринужденное желание Рё твердое намерение быть женою этого (РёРјСЏ жениха), которого видишь перед СЃРѕР±РѕСЋ?" Ответ: "Р?мею, честный отче". Р’РѕРїСЂРѕСЃ: "РќРµ связана ли обещанием РґСЂСѓРіРѕРјСѓ жениху?" Ответ: " Нет, РЅРµ связана". Ртими вопросами выясняется, РЅРµ было ли формальных обещаний вступить РІ брак СЃ каким-то третьим лицом, Рё РЅРµ вступал ли каждый РёР· брачующихся РІ незаконную СЃРІСЏР·СЊ или РІ зависимость, так или иначе обязывающую его РїРѕ отношению Рє этому лицу. После этого литургическим возгласом - "Благословено Царство..." - начинается Венчание. После краткой ектеньи Рѕ благостоянии душевном Рё телесном жениха Рё невесты священник РїСЂРѕРёР·РЅРѕСЃРёС‚ три молитвы: "Боже Пречистый Рё всея твари Содетелю...", "Благословен еси, Господи Боже наш..." Рё "Боже Святый, создавый РѕС‚ персти человека...". После этих молитв наступает главный момент Таинства Венчания. Священник, РІР·СЏРІ венец, Р·РЅ?менует РёРј крестообразно жениха Рё дает ему целовать образ Спасителя. Рто может быть совершено как РѕРґРёРЅ, так Рё три раза (существует разные традиции, так как РІ требнике четко РЅРµ указано, сколько раз нужно повторять это действие). Венчая жениха, священник РїСЂРѕРёР·РЅРѕСЃРёС‚: "Венчается раб Божий (имярек) рабе Божией (имярек), РІРѕ РёРјСЏ Отца Рё Сына Рё Святаго Духа. РђРјРёРЅСЊ". Благословив таким же образом невесту Рё дав ей приложиться Рє образу Пресвятой Богородицы, священник венчает ее, РїСЂРѕРёР·РЅРѕСЃСЏ: "Венчается раба Божия (имярек) рабу Божию (имярек), РІРѕ РёРјСЏ Отца Рё Сына Рё Святаго Духа. РђРјРёРЅСЊ". Затем священник РїСЂРѕРёР·РЅРѕСЃРёС‚ трижды тайносовершительные слова, благословляя РѕР±РѕРёС… иерейским благословением: "Господи, Боже наш, славою Рё честию венчай СЏ (РёС…)!" После произнесения тайносовершительной формулы произносится прокимен:"Положил еси РЅР° глав?С… РёС… венцы, РѕС‚ Рє?меней честных, живота просиша Сѓ Тебе, Рё дал еси РёРј". Стих: "РЇРєРѕ Рґ?СЃРё РёРј благословение РІ век века, возвеселиши СЏ (РёС…) радостию СЃ лицем РўРІРѕРёРј". Затем читается 230-Рµ зачало РёР· Послания святого апостола Павла Рє Ефесянам (Еф. 5; 20-33): благодаря всегда Р·Р° РІСЃРµ Бога Рё Отца, РІРѕ РёРјСЏ Господа нашего Р?РёСЃСѓСЃР° Христа, РїРѕРІРёРЅСѓСЏСЃСЊ РґСЂСѓРі РґСЂСѓРіСѓ РІ страхе Божием. Жены, повинуйтесь СЃРІРѕРёРј мужьям, как Господу, потому что РјСѓР¶ есть глава жены, как Рё Христос глава Церкви, Рё РћРЅ же Спаситель тела. РќРѕ как Церковь повинуется Христу, так Рё жены СЃРІРѕРёРј мужьям РІРѕ всем. Мужья, любите СЃРІРѕРёС… жен, как Рё Христос возлюбил Церковь Рё предал Себя Р·Р° нее, чтобы освятить ее, очистив банею РІРѕРґРЅРѕСЋ посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, РЅРµ имеющею пятна, или РїРѕСЂРѕРєР°, или чего-либо РїРѕРґРѕР±РЅРѕРіРѕ, РЅРѕ дабы РѕРЅР° была свята Рё непорочна. Так должны мужья любить СЃРІРѕРёС… жен, как СЃРІРѕРё тела: любящий СЃРІРѕСЋ жену любит самого себя. Р?Р±Рѕ никто РЅРёРєРѕРіРґР° РЅРµ имел ненависти Рє своей плоти, РЅРѕ питает Рё греет ее, как Рё Господь Церковь, потому что РјС‹ члены тела Его, РѕС‚ плоти Его Рё РѕС‚ костей Его. Посему оставит человек отца своего Рё мать Рё прилепится Рє жене своей, Рё Р±СѓРґСѓС‚ РґРІРѕРµ РѕРґРЅР° плоть. Тайна СЃРёСЏ велика; СЏ РіРѕРІРѕСЂСЋ РїРѕ отношению РєРѕ Христу Рё Рє Церкви. Так каждый РёР· вас РґР° любит СЃРІРѕСЋ жену, как самого себя; Р° жена РґР° боится своего мужа. (Примечание: Для лучшего понимания смысла апостольского Рё Евангельского чтений РѕРЅРё даются РїРѕ-СЂСѓСЃСЃРєРё.) Последние слова чтения: "Рђ жена РґР° боится своего мужа" нередко соблазняют венчающихся, рождают мысли Рѕ "средневековой темноте Рё забитости" женщины, Р° потому требуется некое усилие, чтобы понять смысл читаемого. Конечно, никаких деспотических призывов РІ апостольском чтении нет. Здесь есть высокие мысли, которые посещают сердца СЃСѓРїСЂСѓРіРѕРІ, РєРѕРіРґР° между РЅРёРјРё есть истинная любовь: РѕРЅРё боятся опечалить любящего человека Рё нарушить между СЃРѕР±РѕР№ даруемое РІ Таинстве сакральное единение. Рто относится Рё Рє жене, Рё Рє мужу. Поэтому, будучи членами Церкви Рё частицами полноты церковной, РѕРЅРё равны между СЃРѕР±РѕР№, имея РѕРґРЅРѕРіРѕ главу - Господа Р?РёСЃСѓСЃР° Христа. После Апостола читается Евангелие РѕС‚ Р?оанна (Р?РЅ. 2; 1-11): РќР° третий день был брак РІ Кане Галилейской, Рё Матерь Р?РёСЃСѓСЃР° была там. Был также зван Р?РёСЃСѓСЃ Рё ученики Его РЅР° брак. Р? как недоставало РІРёРЅР°, то Матерь Р?РёСЃСѓСЃР° РіРѕРІРѕСЂРёС‚ Ему: РІРёРЅР° нет Сѓ РЅРёС…. Р?РёСЃСѓСЃ РіРѕРІРѕСЂРёС‚ Ей: что РњРЅРµ Рё Тебе, Р–eРЅРѕ? еще РЅРµ пришел час РњРѕР№. Матерь Его сказала служителям: что скажет РћРЅ вам, то сделайте. Было же тут шесть каменных РІРѕРґРѕРЅРѕСЃРѕРІ, стоявших РїРѕ обычаю очищения Р?удейского, вмещавших РїРѕ РґРІРµ или РїРѕ три меры. Р?РёСЃСѓСЃ РіРѕРІРѕСЂРёС‚ РёРј: наполните СЃРѕСЃСѓРґС‹ РІРѕРґРѕСЋ. Р? наполнили РёС… РґРѕ верха. Р? РіРѕРІРѕСЂРёС‚ РёРј: теперь почерпните Рё несите Рє распорядителю РїРёСЂР°. Р? понесли. РљРѕРіРґР° же распорядитель отведал РІРѕРґС‹, сделавшейся РІРёРЅРѕРј, - Р° РѕРЅ РЅРµ знал, откуда это РІРёРЅРѕ, знали только служители, почерпавшие РІРѕРґСѓ, - тогда распорядитель зовет жениха Рё РіРѕРІРѕСЂРёС‚ ему: РІСЃСЏРєРёР№ человек подает сперва хорошее РІРёРЅРѕ, Р° РєРѕРіРґР° напьются, тогда худшее; Р° ты хорошее РІРёРЅРѕ сберег доселе. Так положил Р?РёСЃСѓСЃ начало чудесам РІ Кане Галилейской Рё СЏРІРёР» славу РЎРІРѕСЋ; Рё уверовали РІ Него ученики Его. После прочтения Евангелия произносится краткое прошение Рё молитва Рѕ новобрачных: "Господи Боже наш, РІРѕ спасительном...". Затем священник возглашает: "Р? СЃРїРѕРґРѕР±Рё нас, Владыко, СЃРѕ дерзновением, неосужденно смети призывати Тебе, Небеснаго Бога Отца, Рё глаголати...", Рё новобрачные вместе СЃРѕ всеми присутствующими РїРѕСЋС‚ молитву "Отче наш". Приносится общая чаша СЃ РІРёРЅРѕРј, над которой священником читается молитва СЃ РїСЂРѕСЃСЊР±РѕР№ Рѕ благословении "сочетающимся РєРѕ общению Брака". Священник, осенив чашу крестным Р·РЅ?мением, троекратно подает ее сначала жениху, потом - невесте. Общая чаша символизирует такое соединение новобрачных, РєРѕРіРґР° РІСЃРµ без исключения радости Рё СЃРєРѕСЂР±Рё - общие. Затем священник соединяет правую СЂСѓРєСѓ мужа СЃ правой СЂСѓРєРѕР№ жены, покрыв РёС… сверху епитрахилью Рё своей СЂСѓРєРѕР№, Рё трижды РѕР±РІРѕРґРёС‚ новобрачных РІРѕРєСЂСѓРі аналоя. РџСЂРё этом поются торжественные тропари "Р?саие, ликуй...", "Святии мученицы" Рё "Слава Тебе, Христе Боже, апостолов похвало, мучеников радование, ихже проповедь - Троица Единосущная". РљСЂСѓРі, который молодожены трижды совершают РІРѕРєСЂСѓРі аналоя, символизирует вечное шествие, которое началось для РЅРёС… РІ этот день. После этого священник снимает СЃ СЃСѓРїСЂСѓРіРѕРІ венцы, приветствуя РёС… следующими словами: "Возвеличися, жениш?, якоже Авраам, Рё благословися, якоже Р?саак, Рё умножися, якоже Р?аков, С…РѕРґСЏР№ РІ РјРёСЂРµ Рё делаяй РІ правде заповеди Божия". "Р? ты, невесто, возвеличися, якоже Сарра, Рё возвеселися, якоже Ревекка, Рё умножися, якоже Рахиль, веселящися Рѕ своем муже, хранящи пределы закона, занe тако благоволи Бог". Затем следуют молитвы: "Боже, Боже наш...", "Отец, Рё Сын, Рё Святый Дух..." Рё "Молитва РЅР° разрешение венцов РІ осмый день", РїРѕ окончании которых новобрачные поздравляют РґСЂСѓРі РґСЂСѓРіР° поцелуем. Произносится Отпуст, Рё новобрачных РїРѕРґРІРѕРґСЏС‚ Рє Царским вратам, РіРґРµ жених целует РёРєРѕРЅСѓ Спасителя, Р° невеста - образ Божией Матери, Рё наоборот. Провозглашается многолетие новобрачным, Рё РІСЃРµ присутствующие поздравляют РёС… СЃ бракосочетанием. Значение венцовВенцы, надеваемые РІ Таинстве Венчания РЅР° головы жениха Рё невесты, имеют три символических значения.
Таинство и обряд Венчания своим молитвенно-благодатным строем полагают основание для совместной жизни в лоне Святой Церкви, под ее благодатным покровом.
Р?сточник: Справочник православного человека. Таинства Православной Церкви. Р?здательство Даниловский благовестник, РњРѕСЃРєРІР°, 2007. |