То, что возможно силой Божьей |
Автор: Патрик Олих |
Справедливость должна быть выражена действиями, РЅРѕ Рё нельзя впадать РІ крайность «показухи» без сердца, потому что сами поступки без веры - мертвы. Украинский перевод Библии митрополита Огиенко гласит: «Блаженны преследуемые Р·Р° правду, РёР±Рѕ РёС… есть Царство Небесное. Блаженны РІС‹, РєРѕРіРґР° вас Р±СѓРґСѓС‚ презирать, гнать Рё призывать РІСЃСЏРєРѕРµ бедствие РЅР° вас, оговаривая Меня. Радуйтесь Рё веселитесь, РёР±Рѕ велика ваша награда РЅР° небесах, так преследовали РїСЂРѕСЂРѕРєРѕРІ, бывших прежде вас» (РњС„ 5, 10-12). РќРѕ уже РІ переводе Рѕ. РўСѓСЂРєРѕРЅСЏРєР° первое предложение содержит существенную поправку: «Блаженны изгнанные Р·Р° правду». Р?менно этот вариант точно передает греческий оригинал Евангелия. Святой Матфей употребляет здесь слово «преследовать» еще РІ нескольких РґСЂСѓРіРёС… местах: 5, 44; 10, 23 Рё 23, 34. Если РёС… сравнить СЃ параллельными местами РІ Евангелии РѕС‚ Луки, то заметим, что Матфей принимает общее понятие, которое можно применить Рє очень разным ситуациям. Слово РЅРµ чуждо Ветхого Завета, РЅРѕ РІ РќРѕРІРѕРј РѕРЅРѕ набирает почти технического звучания для определения всего того, что СЃРЅРѕСЃСЏС‚ христиане СЃРѕ стороны противников РёС… веры. Среди РЅРёС… ненависть, исключение РёР· сообщества, проклятия, наговоры, фальшивые обвинения. Р’СЃРµ это верующие РІРѕ Христа РјРѕРіСѓС‚ получать как РѕС‚ иудеев, так Рё РѕС‚ язычников. Центральное слово этого Блаженства - праведность или справедливость, что РЅРµ совсем точно переводят как «правда». РћРЅРѕ употреблено Матфеем еще РІ 3, 15; 5, 6.20; 6, 1.33; 21, 32. Стоит отметить, что РѕРЅРѕ уже появлялось РІ блаженстве, Р° именно: «Блаженны алчущие Рё жаждущие справедливости, РёР±Рѕ РѕРЅРё насытятся». Ртот термин указывает РЅР° библейское понимание справедливости, Рѕ чем РјС‹ уже писали РІ 4 числе «Католического Вестника»: «Справедливость - это исполнение воли Бога, это правое жизни перед Богом. (...) Праведная жизнь состоит РЅРµ только РІРѕ внешних делах, как считали фарисеи Рё книжники: "Считайте хорошим, чтобы РІС‹ РЅРµ делали ваших добрых дел [дословно - вашей справедливости!] Перед людьми, которые видели Р±С‹ вас, Р° то РЅРµ будет вам награды РІ Отца вашего Небесного В»(РњС„ 6, 1). Дела должны выполняться СЃ правильным намерением угодить Богу (СЃРј. РњС„ 6, 1-18) В». Поэтому РІ центре этого Блаженства стоит РЅРµ самое преследования как главная причина блаженства, Р° справедливость, жизнь РїРѕ воле Божией, внутреннее праведное ориентирования РЅР° Бога Рё внешнее исполнение Божьих заповедей РІ понимании РёС… Христом. Вторая часть Блаженства (РІ редакции Матфея) перечисляет некоторые формы преследования: пренебрежения, гонения, фальшивые обвинения - придавая важное уточнение: В« Ради Меня В», то есть ради Христа. Можно быть преследуемым или невинно обвиненным РїРѕ разным причинам, Р?РёСЃСѓСЃ обещает награду Блаженств тем, кто РІСЃРµ это СЃРЅРѕСЃРёС‚ ради Него. Блаженство, которое стараемся понять, очень хорошо связано СЃ еще РѕРґРЅРёРј текстом РќРѕРІРѕРіРѕ Завета,— Первым посланием апостола Петра, 3, 13-17 Рё 4, 1-19. Апостол достаточно РјРЅРѕРіРѕ уделяет внимание теме страданий РІ своем РїРёСЃСЊРјРµ, Р° следовательно, тема была очень актуальной Рё волновала РјРЅРѕРіРёС…. Страдания РЅРµ надо воспринимать как нечто странное. РќРѕ - Рё Петр повторяет это несколько раз - преследование РЅРµ должны иметь оснований! Христиане должны вести себя всегда достойно своего имени Рё РЅРµ давать РїРѕРІРѕРґР° недругам РёС… обвинять. Рто РЅРµ значит, что обвинений РЅРµ будет; РЅРѕ важно иметь чистую совесть перед Богом, Судьей человечества. Р’ этом Рё заключается смысл — быть преследуемым ради Христа: РЅРµ РёР·-Р·Р° СЃРІРѕРёС… преступлений, Р° только потому, что РєРѕРјСѓ-то РЅРµ будет нравиться вера РІ Р?РёСЃСѓСЃР° Рё добрая жизни верующих. Матей РІ 7, 21 еще раз проиллюстрирует эту истину РґСЂСѓРіРёРјРё словами: «Не каждый, кто РіРѕРІРѕСЂРёС‚ РњРЅРµ: Господи! - Войдет РІ Царство Небесное, только тот, кто исполняет волю Отца Моего Небесного В». Р? среди верующих РјРѕРіСѓС‚ найтись такие, что называют себя христианами, Р° также Р±СѓРґСѓС‚ возносить молитвы РєРѕ Христу, РЅРѕ жизнь РёС… будет далеко РѕС‚ справедливости, то есть РѕС‚ исполнения воли Бога. Будут чтить Бога только устами, РЅРѕ РЅРµ поступками. Р? такие «христиане» - РЅРµ блаженные. Подытоживая уже сказанное: справедливость должна быть выражена действиями, РЅРѕ Рё нельзя впадать РІ крайность «показухи» без сердца, потому что сами поступки без веры - мертвы. Рто Блаженство, как Рё предыдущие, имеет религиозный характер. Р? РѕРЅРѕ тоже РґРѕС…РѕРґРёС‚ РґРѕ высшей точки парадоксальности (если думать чисто человеческими категориями), РёР±Рѕ Р?РёСЃСѓСЃ РіРѕРІРѕСЂРёС‚: «Радуйтесь Рё веселитесь ...В» Точно те же слова повторяет 1 Петр 4, 13 Р?стинное христианство останется загадкой для РјРёСЂР°, потому что среди преследований Рё разного СЂРѕРґР° обидчиков христианин должен относиться Рє этому всему СЃ определенного СЂРѕРґР° иронией Рё отстраненностью! Взгляд верующего, его ценности, РїРѕРґС…РѕРґ Рє этим неприятным вещам должен иметь РІ себе РёСЃРєСЂСѓ божественности, что делает нас странными для неверующих. Потому РіРѕСЂРёР·РѕРЅС‚ христианина РЅРµ ограничен земным горизонтом событий: взгляд его уже обращен Рє Небесному Царству. Поэтому Рё РІ душе, Рё снаружи РѕРЅ «радуется Рё веселится». Блаженство преследуемых можно назвать «активным», как Рё предыдущие Блаженства. РќРµ РІ том смысле, что надо искать для себя преследования - самоубийц Церковь святых РЅРµ признает. Рто Блаженство РіРѕРІРѕСЂРёС‚ Рѕ необходимости праведной жизни Рё соблюдения равновесия души Рё тела среди испытаний. Особенно этот последний аспект чрезвычайно требователен, потому что, РїРѕ моему мнению, Рє этому надо готовиться, надо себя укреплять РІ вере, чтобы, РєРѕРіРґР° это произойдет - РЅРµ сломаться. Проще ответить грубостью РЅР° грубость, проще поддаться душевной злобе или разочарованию. Рто РґРѕСЂРѕРіРѕ стоит - знать, что ты ничего плохого РЅРµ сделал, РЅРѕ терпеть РѕР±РёРґС‹ Рё боль (даже физическую, Р° также нечеловеческую), однако Рё далее «радоваться Рё веселиться». Блаженства Р?РёСЃСѓСЃР° непростые, РЅРѕ возможны: возможные силой Божией. РџРѕ материалам издания «Католический вестник»
Реклама |