Повиновение: почему в семейной жизни это нас так страшит? |
Автор: Кевин Миллер |
Повиновение: почему в семейной жизни это нас так страшит?Стоял субботний жаркий летний день. Весь разгоряченный и потный, я закончил подстригать газон и в этот момент понял, что сейчас самое время удобрить его. Однако дома удобрений не было, и я пошел на кухню сказать моей жене Карен, что собираюсь идти в магазин. — Но я и дети ждем тебя, чтобы вместе пойти в бассейн, — сказала Карен. — Бассейн может подождать, — категорически заявил я. — Дорогой, — сказала она с нажимом, — мы обещали детям, что пойдем все вместе. В следующее мгновение мы пустились в спор. Некоторое время спустя я подумал: «Она хотела, чтобы ты пошел в чудесный прохладный бассейн, а ты отстаивал свое право остаться и работать на солнцепеке? Да ты просто тупица». Но этот спор не имел ничего общего с логикой — просто я хотел что-то сделать, а то, чего хотела она, могло подождать. Почти каждый день, прожитый в браке, мы с вами оказываемся вовлеченными в борьбу. Мы не можем получить того, чего хотим. Но особо осложняет эти ситуации то, что, какими бы ни были видимые поводы для спора, например, покупка удобрений, обычно его истинная причина — вопрос о власти. В Библии излагаются удивительно мудрые мысли о том, как вести себя в таких ситуациях. Следуя истинам, начертанным на ее страницах, мы сможем научиться избегать большинства столкновений в борьбе за власть в браке. Нелюбимое словоВ Еф. 5 апостол Павел объясняет христианам, что им должно жить, «повинуясь друг другу в страхе Божием» (ст. 21). Слово «повиноваться», несомненно, одно из самых неясных, нелюбимых и вызывающих наибольшие разногласия слов в Библии. Однако Павел учит христиан жить, «повинуясь друг другу в страхе Божием». Что бы ни означало слово «повиноваться», это то, что, по мнению Павла, каждый христианин способен и должен делать. Далее Павел показывает, как надлежит повиноваться, приводя три примера современных ему взаимоотношений — мужей и жен, детей и родителей, а также рабов и господ. В каждом из примеров один человек обладает гораздо большей властью, чем другой. Возьмем, к примеру, мужей и жен. Во времена апостола Павла юридические права жен были очень ограничены. Муж мог решать любые гражданско- правовые вопросы без участия своей жены. При этом жена, если собиралась купить или продать какую-то собственность, и даже составить завещание, должна была получить согласие мужа. Кроме того, мужья в семьях имели финансовые преимущества, а также несравненно более высокий уровень образования. Они опирались на языческие традиции, считавшие женщин ущербной и неполноценной формой мужчин. Что скорее всего станет делать человек, обладающий большими возможностями или властью при возникновении подобной диспропорции? Помыкать нижестоящим, командовать им, облегчать за его счет свою жизнь. А что скорее всего станет делать человек, имеющий меньшую власть или возможности? Противиться, бунтовать, портить тем или иным способом жизнь вышестоящего. Однако Павел предлагает лучшее решение: избежать борьбы за власть. Каким образом? Через повиновение. По сути дела Павел говорит: «Если вы принадлежите к числу людей, имеющих меньше возможностей и власти», — а к таким людям во времена Павла относились жены, дети и рабы, — «не противьтесь, не негодуйте и не бунтуйте. В страхе Божием уважайте и почитайте вышестоящих, и добросовестно трудитесь, чтобы угодить им. Если же вы принадлежите к числу людей, обладающих большими правами и возможностями », — к ним во времена апостола Павла относились мужья, родители и рабовладельцы, — «не помыкайте нижестоящими. Не облегчайте свою жизнь за их счет, а используйте свои возможности им во благо». Повиновение означает, что я, ради твоего блага, добровольно отказываюсь от некоторых поступков, которые мог бы совершить в рамках наших взаимоотношений. Если у меня больше власти, чем у тебя, то вместо того, чтобы в порядке вещей воспользоваться ею для облегчения своей жизни, я в страхе Божием использую свои возможности, чтобы служить тебе. Я ради тебя даже отдам свою жизнь. Подчинение означает также, что если у меня меньше власти, то, вместо того, чтобы естественным образом противиться и бороться с тобой на каждом шагу, я буду оказывать тебе почет и уважение. На что похоже повиновение?Перейдем к сложным вопросам: Как применить это на практике? Как в наше время строить семейную жизнь в соответствии с библейским принципом повиновения? Приведу некоторые высказывания, услышанные мною от христиан:
Может быть это правомерные выводы РёР· Еф. 5, Р° может Рё нет. РњРЅРµ просто хотелось Р±С‹ обратить ваше внимание РЅР° то, что РІ Послании Рє Ефесянам Павел ничего РЅРµ РіРѕРІРѕСЂРёС‚ Рѕ чем-либо РїРѕРґРѕР±РЅРѕРј. РћРЅ РЅРё разу РЅРµ указывал РЅР° какие-либо действия РёР· области культуры взаимоотношений, следующие РёР· своего высказывания, или практические его применения. Кажется, Павел считает, что если РІС‹ исполнены Святого Духа Рё хотите жить РІ страхе Божием, то будете безотчетно повиноваться РґСЂСѓРі РґСЂСѓРіСѓ Рё уступать РґРѕСЂРѕРіСѓ. Р?СЃС…РѕРґСЏ РёР· вышесказанного, СЏ хочу открыть вам шесть секретов, которые, РЅР° РјРѕР№ взгляд, помогают понять, что означает повиновение РІ данном месте Писания. РћРЅРё РјРѕРіСѓС‚ помочь вам убедиться, что РІС‹ уловили РІСЃСЋ прелесть повиновения РІ вашем браке. Секрет 1: Повиновение индивидуальноПовиновение — это правило, применяемое Рє себе самому. Обратите внимание, что Павел РЅРµ РіРѕРІРѕСЂРёС‚: «Мужья, велите вашим женам повиноваться», или «Жены, просите ваших мужей стать духовными руководителями СЃРІРѕРёС… семей». Вместо этого РѕРЅ обращается Рє каждому человеку Рё РїСЂРѕСЃРёС‚ его заняться своей собственной жизненной позицией. Секрет 2: Повиновение духовноЕсли РІС‹ РЅРµ исполнены Духа Божия, смысл повиноваться РґСЂСѓРіРѕРјСѓ человеку сводится Рє нулю. Зачем вам вообще делать это? РљРѕРіРґР° Павел РІ Еф. 5:21 РіРѕРІРѕСЂРёС‚ «повинуясь РґСЂСѓРі РґСЂСѓРіСѓ РІ страхе Божием», слово «повинуясь» РІ греческом тексте РЅРµ имеет характера повеления. Повеление дано раньше РІ стихе 18: «…исполняйтесь Духом». Повиновение служит проявлением исполненности. РўРѕ есть текст следует читать так: «исполняйтесь Духом... РїРѕРІРёРЅСѓСЏСЃСЊ РґСЂСѓРі РґСЂСѓРіСѓ РІ страхе Божием». Если РІС‹ — последователь Христа Рё исполнены Святого Духа, то, желая прекратить Р±РѕСЂСЊР±Сѓ Р·Р° власть РІ вашем браке, РІС‹ станете повиноваться своей жене или мужу. Рто произойдет сверхъестественным путем, посредством силы Святого Духа, заключенной РІ вас. Для нас СЃ вами нет пути Рє повиновению, РїРѕРјРёРјРѕ Духа Божия. Повиновение РґСѓС…РѕРІРЅРѕ. Секрет 3: Повиновение взаимноВ Послании Рє Ефесянам Павел РїСЂРёРІРЅРѕСЃРёС‚ нечто радикально РЅРѕРІРѕРµ РІ культурные взаимоотношения того времени: люди, имеющие больше власти, имеют также Рё обязанности. Павел как Р±С‹ РіРѕРІРѕСЂРёС‚ мужьям: «Да, РІС‹ имеете власть, РЅРѕ РЅР° вас также лежит ответственность». Уже отцы церкви первых веков, такие как Р?оанн Златоуст, указывали, что Павел фактически РїСЂРѕСЃРёС‚ мужей Рѕ более трудных вещах, чем жен. РћРЅ РїСЂРѕСЃРёС‚ жен почитать мужа Рё повиноваться ему; мужей же РѕРЅ РїСЂРѕСЃРёС‚ отдавать СЃРІРѕСЋ жизнь. РљРѕРіРґР° Павел пишет: «Мужья, любите СЃРІРѕРёС… жен, как Рё Христос возлюбил Церковь Рё предал Себя Р·Р° нее», РѕРЅ фактически РіРѕРІРѕСЂРёС‚: «Ради нашего блага Р?РёСЃСѓСЃ смиренно РїСЂРёРЅСЏР» бичевание, терновый венец Рё распятие. Рто — пример для мужей. Умираете ли РІС‹ ежедневно Р·Р° то, чтобы ваша жена получила РІСЃРµ, что ей нужно?В». Действительно, Павел РїСЂРѕСЃРёР» людей повиноваться РїРѕ-разному, РІ зависимости РѕС‚ того, больше или меньше власти РёРј дано, однако человек, наделенный большей властью, также должен повиноваться. РљРѕРіРґР° РѕРЅ это делает, РІ РґСЂСѓРіРѕРј человеке РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ нечто удивительное. Как РіРѕРІРѕСЂРёС‚ РјРѕСЏ жена Карен: «Покажите РјРЅРµ мужчину, который посвящает СЃРІРѕСЋ жизнь своей жене, Рё СЏ покажу вам жену, Сѓ которой нет проблем СЃ повиновением». Секрет 4: Повиновение благотворноМногие люди считают учение Рѕ повиновении ужасным. РќРѕ Бог дал нам это учение РЅРµ для того, чтобы лишить нас СЃРІРѕР±РѕРґС‹, Р° наоборот — чтобы РјС‹ обрели ее. Подумайте, сколь РјРЅРѕРіРѕ дает повиновение человеку СЃ меньшей властью. Р’Рѕ времена Павла, РїРѕ словам писательницы Джилл Бриско: «Жена христианина впервые получила возможность услышать РѕС‚ своего мужа РІРѕРїСЂРѕСЃ Рѕ том, что РѕРЅР° думает РїРѕ РїРѕРІРѕРґСѓ продажи РёС… тринадцатилетней дочери РІ рабство. До этого ее никто РЅРёРєРѕРіРґР° РЅРµ спрашивал В». РЈ человека СЃ меньшими возможностями РёС… становилось больше, Рё благотворное влияние этого процесса лишь возрастало вплоть РґРѕ нашего времени. Повиновение благодатно также для человека, обладающего большей властью. Ричард Фостер поясняет, что «повиновение ведет Рє СЃРІРѕР±РѕРґРµ, СЃРІРѕР±РѕРґРµ РѕС‚ ужасного РіСЂСѓР·Р° Рё бремени постоянной необходимости поступать РїРѕ-своему». Если ваше взаимное супружеское повиновение РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ надлежащим образом, РІС‹ РѕР±Р° заметите, что становитесь лучше. Возрастает ли чувство СЃРІРѕР±РѕРґС‹ Рё радости РІ вас? Улучшается ли ваш характер? Если нет, значит РІС‹ делаете что-то РЅРµ так, поскольку повиновение благотворно. Секрет 5: Повиновение практичноОдной РёР· причин, РїРѕ которой люди смотрят РЅР° повиновение как РЅР° нечто ужасное, служит то, что РѕРЅРё трактуют его как некий абсолютный, ничем РЅРµ ограниченный закон. РњРѕСЏ жена Карен несет душепопечительское служение. Однажды Рє ней пришла женщина, которая РЅРµ могла уйти РѕС‚ мужа, хотя тот избивал ее. Карен опасалась Р·Р° жизнь этой женщины, Рё спросила ее, почему РѕРЅР° РЅРµ переберется РІ безопасное место. Причиной оказалось понимание этой женщиной стиха: «Жены, повинуйтесь СЃРІРѕРёРј мужьям». «Я Р±СѓРґСѓ оставаться СЃ РЅРёРј столько, сколько должна, даже если это означает, что РѕРЅ убьет меня», — сказала женщина. РЎ любовью Рє ней СЏ хочу сказать, что эта женщина была неправа — ужасно неправа. РћРЅР° неправильно понимала данный стих, Рё тем самым подвергала СЃРІРѕСЋ жизнь опасности. Повиновение РЅРµ означает, что РІС‹ должны отказаться РѕС‚ своего собственного разума. РћРЅРѕ РЅРµ РіРѕРІРѕСЂРёС‚, что если человек, которому РІС‹ повинуетесь, хочет совершить что-то незаконное, РІС‹ вольны сделать это Рё сказать перед Богом: «Я просто подчинялся власти». Писание учит (РІ Р РёРј. 13), что христианин должен покоряться высшим властям, однако апостолы Христовы проявляли открытое неповиновение распоряжению властей (Деян. 4). Почему? Повиновение этому распоряжению означало Р±С‹ неповиновение Богу. Повиновение РЅРµ означает, что РІС‹ должны повиноваться, если вас РїСЂРѕСЃСЏС‚ сделать что-то, противоречащее Писанию, вашей совести или здравому смыслу. Секрет 6: Повиновение противоречит культуре обществаВо времена Павла повиновение бросало вызов культуре, отдававшей власть мужчинам. РћРЅРѕ говорило: В«Р?спользуй СЃРІРѕСЋ власть для блага РґСЂСѓРіРѕРіРѕ человека». Р’ наше время повиновение бросает вызов культуре, исповедующей Р±РѕСЂСЊР±Сѓ Р·Р° власть. РћРЅРѕ РіРѕРІРѕСЂРёС‚: В«Р?спользуй СЃРІРѕСЋ власть для блага РґСЂСѓРіРѕРіРѕ человека». Рто противоречит культурным приоритетам общества. Никто РЅРµ хочет уступить РґРѕСЂРѕРіСѓ. Повиновение — РЅРµ то решение, которое нам нравится. Рто РЅРµ то решение, которого РјС‹ хотим. РќРѕ это единственный ответ РЅР° постоянные разочарования Рё раздражение РІ наших семейных отношениях. Другого пути нет. Повиновение всегда идет против шерсти. Ваши родные Рё РґСЂСѓР·СЊСЏ РјРѕРіСѓС‚ РЅРµ понять ваших отношений. Однако РІС‹ СЃ СЃСѓРїСЂСѓРіРѕРј следуйте РЅРµ Р·Р° общественным мнением, Р° Р·Р° Христом. Р’ «Учебной Библии» это излагается так: «Дух повиновения неизменно противоречит Рё противоречил всегда ценностям общества. Однако РѕРЅ остается мерилом Божиим для всех верующих — мужчин Рё женщин — РЅР° РІСЃРµ времена».
Опубликовано РІ: РҐР Р?РЎРўР?РђРќРЎРўР’Рћ в„–1, 2003 |